С 16 июня в Украине фактически парализован вторичный рынок купли-продажи автотранспорта. Причина, как всегда, кроется в «верхах»: произошло резкое изменение в законодательстве, а с теми, кто будет исполнять эти новшества, посоветоваться, естественно, забыли.
Вступил в силу закон № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», согласно которым товарные биржи теперь не могут регистрировать сделки по купле-продаже автомобилей. До сих пор именно биржи являлись основными регистраторами подобных сделок между частными лицами, и тому есть самое простое объяснение: это было дешево. Найдя друг друга на авторынке де-факто и ударив по рукам насчет цены, покупатель и продавец, как говорится, при полном непротивлении сторон, отправлялись на биржу, где оформляли сделку де-юре, выставляя в графе «стоимость» символические копейки. И платили с них соответствующий налог. Причем это устраивало и биржи, и участников сделок. Более того, есть все основания утверждать, что для бирж такие операции были одной из основных статей дохода. Но, судя по всему, государство смотрело на это, смотрело, а потом задалось вполне понятным вопросом: а где моя доля?! И решило: новым законом обязать автолюбителей, продающих подержанные машины, платить около десяти процентов со сделки в казну, оформляя договор купли-продажи у нотариуса.
В итоге, с 16 июня практически весь вторичный авторынок парализовало.
Но машины гражданам покупать хочется. И не только в автосалонах. Возникает вопрос: что делать?
Специалисты говорят, что одним из возможных вариантов могло стать преобразование бирж в комиссионные магазины. Однако со дня вступления изменений к Закону прошло уже полмесяца, а массовой трансформации бирж в комиссионки не произошло. Не знаю, как кому, а мне, например, на трех биржах, куда я пытался обратиться хоть за каким-то комментарием, в ответах на вопросы по этому поводу категорически отказали. «Что комментировать? – мрачно заявили на четвертой. – Оставили без куска хлеба, вот и все…»
Теоретически, возможен вариант с оформлением сделок через справки-счета автосалонов, но и здесь, сообщает AUTO-Consulting, продавцов ждет разочарование: на волне ажиотажа цена только оформления справки-счета подскочила в отдельных регионах до 900-1000 грн.
Зато оживились нотариусы. Потому что МРЭО стало отправлять участников купли-продажи подержанных автомобилей именно к ним.
- Новым Законом прямо указывается на то, что товарные биржи не могут заниматься оформлением сделок по купле-продаже транспортных средств, если их количество не превышает двух и более единиц, то есть речь идет не о партии автомобилей, - говорит частный нотариус Краматорского городского нотариального округа Екатерина Емельяненко.
Несмотря на то, что действующим Гражданским кодексом Украины не предусмотрено обязательной нотариальной формы оформления договоров купли-продажи транспортных средств, только нотариус, имея доступ к соответствующим базам данных, может проверить такие моменты, как возможный арест (залог) имущества, а также наличие согласия супруга (-ги) продавца на операцию с транспортным средством, независимо от того, на кого оформлен автомобиль. А вот биржи эти весьма немаловажные моменты уже не интересуют - а это чревато для участников сделки возможными последствиями.
- Нужно признать, что новшество в законодательстве делает процесс купли-продажи транспортных средств дороже, - признает Екатерина Емельяненко. - До сих пор товарные биржи, выступая налоговыми агентами, обычно в договорах купли-продажи отображали минимальные суммы, из которых и платились налоги. Теперь, при обращении к нотариусу, участники сделки будут оплачивать: оформление договора, 5% госпошлины от суммы сделки (между родственниками – 1%) , 1 процент подоходного налога (если автомобиль легковой, и речь идет о первой продаже в году у конкретного гражданина. Если автомобиль не легковой, и продажа повторная в течение года – оплата налога будет составлять уже 15%).
Не исключено, что такое резкое удорожание расходов при оформлении купли-продажи автотранспорта, заставит участников сделок обращаться к оформлению доверенностей на право распоряжения транспортными средствами, однако здесь открывается широкое поле деятельности для мошенников. Такую доверенность можно в любой момент отменить, документов, подтверждающих передачу денег, также не будет, как и согласий супругов. В случае с доверенностью, не будет проверяться и наличие арестов (запретов) на отчуждение транспортного средства.
То есть, отныне путь для покупателей и продавцов один: к нотариусам. Хотя участники этого рынка все еще надеются, что кое-кто в Киеве опомнится, ведь вторичный авторынок, фактически, простаивает третью неделю подряд. И казна несет вполне реальные потери. «Такой коллапс на рынке подержанных автомобилей, безусловно, отразится не только на ценообразовании, но и на сбыте новых авто, учитывая, что значительная часть продавцов после продажи собственного б/у автомобиля приобретает новые авто», - пишет AUTO-Consulting.
С другой стороны, наше общество проходило и не такие коллизии. Скажем, разовое 2-3-кратное повышение коммунальных платежей везде и всегда происходило по одинаковой схеме: шок и трепет - усечение личного бюджета и… И «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус»…
http://infoporn.org.ua/2010/06/29/zakon ... tomobyleyiЗЫ: Получается что: Я хз сколько откладывал деньги с зарплаты, с которой уже заплатил подоходный налог, потом наконец-то купил авто, заплатил еще кучу налогов. Годика через три я захотел его продать, объясните мне тёмному где здесь доход??? Деньги с которых налог уже был уплачен например 100000грн., я обменял на кусок железа, который продал дай бог за 50000грн., ХДЕ ЖЕ МЛЯ ЗДЕСЬ ДОХОД ???!!!
Была 440 В18КР 89г. Сейчас лачик 2005 г. 1,8 SX
050-551-09-8два